Подпись:  НЭЦКЭ

Нэцкэ появилось как элемент мужского костюма XVII—XIX вв. Кошель, кисет, набор для чайной церемонии или принадлежности для письма - все необходимые предметы японец подвешивал на шнурке к поясу. Каждый раз завязывать, а затем распутывать веревочный узел было неудобно. А нэцкэ, прикрепленное к другому концу веревки, не давало ей выскользнуть под тяжестью груза. Недаром два иероглифа обозначающих на японском это понятие, можно перевести как “прикреплять к корню”. Словом, небольшая резная фигурка это брелок-противовес, вещь сугубо практическая и характерная исключительно для японской культуры. Но так ли это?

Защитный амулет

 

На самом деле идея нэцкэ принадлежит китайцам, которые называли свои поясные брелоки чжуй-цзы. Изображения буддийских и даосских божеств не только выполняли роль противовеса, но и защищали владельца от напастей. Кстати, подобные приспособления использовали также жители Крайнего Севера, Эфиопии в национальной одежде которых не было карманов, но имелся пояс. Однако только мастера Японии возвели ремесло в ранг высокого искусства, и каждая фигурка-амулет стала миниатюрным шедевром.

 

Новые веяния

Золотой век нэцкэ пришелся на начало XIX в., и именно в этот период о них узнали в Европе. Удивлению жителей Старого Света не было предела -  мастера из далекой Японии  непостижимым образом умудрялись так тонко прорабатывать малейшие детали изображения... А как им удалось разместить карту Японии на диске 2,5 см диаметре? Экзотические скульптуры стали предметом собирательства. В самой же Японии интерес к нэцкэ постепенно угас. Лучшие образцы оказались в музеях Европы, Америки и в собраниях частных коллекционеров.

Саси, одна из старейших форм нэцкэ, представляет собой длинный брусок с отверстием для шнура. Другая разновидность миниатюры - округлая, как рисовые лепешки мандзю. Такие нэцкэ ценились за орнамент на поверхности. Еще одна форма, кагамибута (то есть

зеркало в футляре), - это плоская коробочка из кости или рога с искусно украшенной металлической крышечкой...

Мастера-резчики изображали бытовые сценки, национальных и сказочных героев,

животных и птиц (такие фигурки называются катабори).

Часто героем миниатюры становился бог счастья дайкоку - веселый толстый человечек с мешком риса за плечами. Популярны были карикатурные изображения людей, богов, животных. Некоторым нэцкэ по желанию заказчика придавались дополнительные полезные функции. В виде брелока делали пепельницы, огнива, личные печати, солнечные часы.

И сегодня в Японии продают всевозможные нэцкэ. Но истинные ценители древнего искусства относятся к соврёменным образцам прохладно, полагая, что в Стране восходящего солнца эпоха миниатюрных шедевров давным-давно прошла.

Hosted by uCoz