Говорят, что в Японии восемь миллионов божеств. Это почти
соответствует действительности. В японской религии синто или
синтоизме, как называют её европейцы, к числу божеств, именуемых ками, относятся
божественные предки японского народа; духи гор, рек, камней, деревьев, огня,
ветра; божества покровители отдельных местностей и ремёсел; божества,
олицетворяющие человеческие добродетели; духи умерших. Ками незримо
присутствуют везде и всюду и участвуют во всём происходящем. Они буквально
пронизывают окружающий мир.
Само название религии «синто» состоит из двух иероглифов:
«СИН» и «ТО». Первый переводится как «божество» и имеет ещё другое прочтение
«ками», а второй означает «путь». Таким образом, дословный перевод «СИНТО» -
«путь богов». Что же стоит за столь необычным названием? Строго говоря, синто
языческая религия. Основу её составляют культ предков и поклонение силам
природы. Синто национальная религия, адресованная не всему человечеству, а
только японцам. Она возникла в результате объединения верований, распространённых
в отдельных местностях Японии, вокруг культа, который сложился в центральной
провинции Ямато и связан с божествами — предками императорского дома.
В синто сохранились и продолжают жить древнейшие формы
верований, такие, как магия, тотемизм (почитание отдельных животных в качестве
покровителей), фетишизм (вера в сверхъестественную силу талисманов и амулетов).
В отличие от многих других религий синто не может назвать своего конкретного
основателя — человека или божество. В этой религии вообще отсутствуют чёткие
различия между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно
от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разряд ками после
смерти. Поэтому синто не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом
считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном
единстве.
Ещё одной особенностью синто является множество ритуалов,
сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. В то же время
догматика синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место.
Вначале в синто вообще не было никаких догм. Со временем под влиянием
заимствованных с континента религиозных учений отдельные священнослужители
пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских,
даосских и конфуцианских идей. Они существовали независимо от собственно
религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются
обряды.
В отличие от других религий синто не содержит моральных
установок. Место представлений о добре и эле здесь занимают понятия чистого и
нечистого. Если человек запачкался, т. е. совершил нечто неподобающее, он
должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается
нарушение мирового порядка — иуми, и за подобный грех человеку придётся платить
после смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там ведёт тягостное
существование в окружении злых духов. Но развитого учения о загробном мире,
аде, рае или Страшном Суде в синто нет. Смерть рассматривается как неизбежное
затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоистская
религия учит, что души умерших находятся где-то неподалёку и ничем не
отгорожены от мира людей. Для последователя синто все основные события
происходят в этом мире, который рассматривается как лучший из миров.
От приверженца этой религии не требуется ежедневных
молитв и частых посещений храма. Вполне достаточно участия в храмовых
праздниках и исполнения традиционных обрядов, связанных с важными событиями
жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность
национальных обычаев и традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту
исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом. На вопрос о
религиозной принадлежности лишь очень немногие японцы отвечают, что они
синтоисты. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни
японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своём
обряды не рассматриваются как проявление религиозности.
Содержание:
v
Мифы
v
Нэцкэ
v
Храмы
v
Духовенство и домашний алтарь
v
Ритуалы